КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

На основе основной образовательной программы дошкольного образования и Положения о рабочей программе педагога МБ ДОУ «Детский сад № 157» разработаны рабочие программы воспитателей второй группы раннего возраста (2-3 года), средней (4-5 лет),  старшей с тяжелыми нарушениями речи (5- 6 лет) и подготовительной к школе с тяжелыми нарушениями речи групп ,  учителя-логопеда и педагога-психолога.

 По некоторым позициям данные программы идентичны. Так, рабочая программа педагога является обязательным нормативным документом, определяющим объем, содержание и планируемые результаты образовательной деятельности педагога. Она включает целевой, содержательный и организационный разделы.

В пояснительной записке целевого раздела представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее формированию, значимые для ее разработки и реализации характеристики. Конкретизированы нормативный срок и  планируемые результаты освоения программы.

В содержательном разделе охарактеризована образовательная деятельность воспитателей в соответствии с направлениями развития ребенка, конкретизированы задачи и содержание образовательной деятельности разных видов и культурных практик с воспитанниками возрастной группы дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделено вариативным формам, способам, методам и средствам реализации программы, способам и направлениям поддержки детской инициативы, сотрудничеству с семьями воспитанников.

Организационный раздел рабочей программы описывает обеспеченность образовательного процесса методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Конкретизированы режимные моменты, особенности итоговых мероприятий, специфика организации развивающей предметно-пространственной среды.

Отметим отличия данных программ.

 В рабочей программе воспитателя второй группы раннего возраста  образовательная деятельность спланирована с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Организованная образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Описаны особенности психолого-педагогической поддержки детей в адаптационный период, актуально становление отношений с родителями воспитанников.

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста

 Особенностью организации образовательной деятельности в средней   группе является ситуационный подход. Для решения определенных задач развития, воспитания и обучения воспитателем планируется и организуется  образовательная ситуация, как форма совместной деятельности педагога и детей, которая протекает в конкретный временной период образовательной деятельности в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. В результате появляется образовательный продукт. Продуктом могут являться как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и не материальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Рабочая программа воспитателя младшей группы

В рабочей программе старшей и подготовительной к школе  группы описаны особенности комплексной поддержки ребенка с тяжелыми нарушениями речи.   

В этой связи особое внимание уделено характеристике речевого развития детей с нарушениями речи. Содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области конкретизировано с учетом специфики развития воспитанников, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Рабочая программы воспитателя старшей группы №1

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда конкретизирует деятельность специалиста, направленную на преодоление тяжелых нарушений речи.

Программа составлена на основе АООП, структурирована в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе актуализирована значимость учителя-логопеда для коррекции нарушений речевого   развития детей старшего дошкольного возраста.

В содержательном разделе охарактеризована образовательная коррекционная деятельность учителя-логопеда в соответствии с диагнозами детей по заключению ПМПК, конкретизированы задачи и содержание коррекционной деятельности. Особое внимание уделено способам, методам и средствам реализации программы.

 Организационный раздел рабочей программы описывает материально-техническое обеспечение деятельности учителя-логопеда, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания (в том числе учебно-методическим комплексом по созданию индивидуальных маршрутов). Конкретизированы режимные моменты (в зависимости от особенностей и возможностей ребенка, с учетом принципа индивидуализации), особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, специфика организации коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды.

Рабочая программа учителя-логопеда 157

 Рабочая программа музыкального руководителя ориентирована на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе актуализирована значимость музыкальной деятельности для разностороннего развития детей дошкольного возраста, выделены задачи приобщения к музыкальному искусству, формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

Помимо общих появились и специфичные принципы образовательной деятельности: принцип образности, принцип интонационности (смыслового ядра музыки), принцип ассоциативности, принцип сходства и различия (Д.Б. Кабалевский), который ориентирует на постижение музыки через осмысление и понимание воплощённых в ней жизненных явлений.

В содержательном разделе охарактеризована образовательная деятельность в соответствии с художественно-эстетическим развитием ребенка, предусмотрены вариативные формы, способы, методы и средства организации музыкальной деятельности  воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Уделено внимание планированию и организации организованной  образовательной музыкальной деятельности, совместной деятельности детей и музыкального руководителя, способам поддержки детской инициативы, самостоятельной деятельности дошкольников, формированию у родителей партнерской позиции и компетентности по вопросам музыкального образования детей.

Организационный раздел программы посвящен материально-техническому обеспечению образовательной деятельности музыкального руководителя, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Составлена циклограмма деятельности педагога, охарактеризованы особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, специфика организации развивающей предметно-пространственной музыкальной среды.

Рабочая программа музыкально руководителя 157

 Рабочая программа педагога-психолога направлена на охрану и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Программа структурирована в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Реализуется по следующим направлениям:

«Психологическая диагностика» проводится исключительно с разрешения родителей, результаты диагностики используются для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

– оптимизации работы с группой детей.

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.

Направление «Психологическое консультирование»

В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Рабочая программа педагога-психолога 157