Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

В летний период режим дня максимально  насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.

Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия:  утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры), закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования), прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).

Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.

Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).

Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.

Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.

Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.

Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.

Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).

Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.

Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.

Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.

Занятия могут быть:

– тренировочными;

– сюжетно-игровыми;

– ритмопластическими;

– комплексными;

– физкультурно-познавательными;

– тематическими.

Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.

Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.

Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.

Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

– экскурсии;

– прогулки;

– путешествия;

– трудовую деятельность;

– наблюдения;

– проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.

Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:

– художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;

– совместная изодеятельность детей и взрослых;

– занятия по интересам;

– самостоятельная изобразительная деятельность;

– организация выставок детских работ;

– проведение праздников, викторин, конкурсов.

Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:

– «Граттаж»;

– «Пенный орон»;

– «Фотокопия»;

– «Ладоневая и пальцевая живопись»;

– «Диатипия и монотипия»;

– «Мозаичная живопись»;

– «Пластилиновая живопись»;

– «Набрызг»;

– «Печать природными формами»;

– «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;

– «Кристаллическая текстура»;

– «Кляксография»;

– «Волшебные нити»;

– «Линогравюра»;

– «Рисование через мокрую марлю».

Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.

Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.

Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.

ПЛАН РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2016г.

№ п/п Содержание работы

Сроки

Ответственный
1.     РАБОТА С КАДРАМИ

Цель: Направить деятельность сотрудников на качественную летнюю оздоровительную работу с детьми.

1.1

 

 

 

 

 

 

1.2

 

 

 

 

 

 

1.3.

 

 

Провести инструктажи для сотрудников ДОУ

–         «Охрана жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда в огороде, цветнике»

–         «Типовые правила  пожарной безопасности»

 

Разместить на сайте ДОУ консультации для воспитателей:

–         «Организация работы с детьми в летний период»

–         «Формы взаимодействия с родителями в летний период»»

 

Провести консультации для младших воспитателей:

–         «Кишечные инфекции и их предупреждение»

–         «Профилактика теплового и солнечного удара»

01.06.2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

01.06.2016г.

 

01.06.2016г

 

 

08.06.2016г

 

 

 

Заведующий

МБ ДОУ

Н.И. Титоренко

 

 

 

 

 

 

ст.воспитатель

Володина О.Н.

 

 

 

Старшая м/с

Бедарева С.Р.

2.     РАБОТА С ДЕТЬМИ

Цель: Формировать осознанное отношение к своему здоровью, развитию любознательности  и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических  и трудовых навыков.

2.1. Воспитательно – образовательная работа
2.1.1 1.      «Здравствуй лето», -цикл бесед о лете

2.     «Правила поведения на участке детского во время прогулки ».

июнь

июль

август

.Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

3.     «Летняя прогулка», занимательные игры.

4.     «Правила поведения на воде», беседа.

5.     «Насекомые», рассматривание и наблюдение.

6.     «Кое- что о витаминах», сенсорные игры.

7.      «Кустарники в детском саду» – беседа-экскурсия по территории  детского сада.

8.       Беседа-игра «Угадай, что за животное».

9.     Беседы: «Дикие и домашние животные», «Почему появилась Красная книга?»

10.  Беседы о цветущих растениях.

11.   «Что растет у нас на грядке?»- беседа об овощах.

 

июнь

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В

12.  Беседа-наблюдение «Солнечные лучи». Эксперимент «Вода в сосуде» – «Теплая или холодная?».

13.  Беседа о сказках. Выставка книг «Русские народные сказки»

14.  Беседа: «Солнышко красное».

15.    «Огонь – друг или враг» – беседа по картинкам.

16. Беседы с детьми: «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей»,  «Что делают наши мамы и папы»

17.  «Мой Новокузнецк» беседа о родном городе.

18.  «Мы живём в России»  беседы ко дню независимости

19.  «Спички –детям не игрушка», беседы с детьми

20.  «Пожар в лесу», игровая ситуация

июнь

июль

август

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

21.  «Жаркое солнце- это хорошо или плохо?» беседы

22.   Беседа о спорте: «Здоровым быть здорово

23.  «Осторожно – ядовитые грибы и ягоды!», игры-упражнения

24.  В стране здоровья –«Я здоровье берегу-сам себе я помогу», спортивный досуг

25.  «Как вы помогаете взрослым», беседы

26.  «Мои хорошие поступки», игры-упражнения

27.   «Правила поведения для детей», беседы

июнь

июль

август

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

28.  . .«Из чего делают бумагу», поисковая деятельность

29.  .«Что такое гигиена?», беседы

30.  .«Чем опасна гроза», поисковая деятельность

31.  . «Мое сокровенное желание», беседы

32.  .. «Если что у вас болит, вам поможет Айболит», игры-упражнения

33.  .«Живые витамины», поисковая деятельность

34.   «Вредная еда», беседы

35.   «Безопасность в нашей группе», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», июнь

июль

август

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

36.  «Таблетки растут на грядке», рассматривание иллюстраций, беседы
37.  «Спички – детям не игрушка», «Балкон» , игры-упражнения (навыки ОБЖ)

 

 

 

2.1.2. Работа по профилактике ДДТТ
1.     «Светофор наш друг», досуг.

2.     «Безопасная дорога», игры-упражнения.

июнь

июль

август

.Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

3.      «Дорога – не место для игр», беседы
4.     «Транспорт». подвижные игры
  1. Чтение художественной литературы: В. Семерин «Запрещается – разрешается»;
  2. 2. «Незнайка на улице!» – беседа – путешествие по улице 40лет ВЛКСМ на макете.
Июнь

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В.

  1. 1.Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел»;
  2. 2. «Путешествие Буратино в большой город» – беседа – игра по правилам дорожного движения.
9.     Беседа: «Когда я еду на самокате».

10.                       Беседа: «Где играть с мячом и машинками на улице».

11.                       Беседа: «Мы под зонтиком гуляем, через дорогу мы шагаем».

12.                       Чтение сказки по ПДД.- «Марта и Чичи идут в парк» Т.А.Шорыгина Осторожные сказки, с.29

13.                       Дидактическая игра «Азбука дорожного движения»

июнь

июнь

август

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

14.                        Беседа: «Улица – не место для игр»- Т.А.Шорыгина Осторожные сказки, с.42

15.                       Развлечение «В стране Дорожных знаков»

16.                       Дидактическая игра «Экскурсия по городу»

17.                       Подвижная игра «Жёлтый, красный, зелёный»

18.                       Развлечение «Поможем Нейзнайки»

19.                        Беседа «Правила поведения на дороге»

июнь

июнь

август

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

20.                       Развлечение «Научим бабу Ягу правилам дорожного  движения»
21.                       Беседа  «Наш друг – светофор»

22.                       Развлечение «Дорожная азбука»

23.                       Развлечение “Как кот Мурзик познакомился с правилами дорожного движения” июнь

июнь

август

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

24.                       Физкультурный  досуг “Приключения Светофорика”
25.                       Развлечение “Правила движения достойны уважения!”

 

2.1.3 Трудовое воспитание, экспериментирование:
1.     «Чистая вода нужна всем и всегда».

2.     «Что спрятано в песке?».

3.     Беседа Как мы умеем дружить».

июнь

июль

август

Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

4.     Опыты с использованием дождемеров.

5.     «Сквозь сито».

6.     «Поплывет или утонет».

7.     Опыты с песком (пересыпание, выдувание, просеивание, сравнение температуры песка на солнце и в тени).

8.     «Легкий – тяжелый».

9.     «Солнечные зайчики»

10.                       «Мокрый и сухой песок».

11.                       Опыты: «Мыльные пузыри»- тарелка, мыльный раствор, трубочка

июль

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В.

12.                       Академия «Водных наук» -опыты с водой.

  1.  Эксперимент «Вода в сосуде» – «Теплая или холодная?».
14.                       Опыты с предметами: «Что не утонет?»

  1. «Что лучше летает?»
16.                       Организация коллективного труда на клумбе и участке детского сада: «День большой чистоты»

17.                       «Как одуванчики ложатся спать?»

18.                       Развлечение с водой.

июнь

июль

август

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

19.                       Полить цветы на клумбе, для чего мы это делаем?

20.                       Игры с песком, свойства песка.

21.                       Опыт «Тонет – не тонет»

22.                       Труд детей в цветнике – прополка от сорняков.

23.                       Опыт «Как деревья держатся корнями за почву»

24.                       Опыт «Как очистить воду?

25.                       Беседа о бережном отношении с водой.

53  «Откуда берётся вода».

54   «Мир бумаги»

июнь

июль

июль

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

55.«Твёрдые  – жидкие»

56. «Подводная лодка»

57.«Как сделать звук громче?»

58. «Как сделать звук громче?»

59.«Воздух и вода – наши природные друзья», «Волшебный песок» июнь

июль

август

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

60.«Легкий – тяжелый», «Здравствуй, солнечный зайчик»;
61.«Сравнение песка и почвы»  познакомить со свойствами песка, почвы, «Ткань, ее качества и свойства»
2.1.4 Конкурсы
1.     Конкурс семейной газеты «Папа, мама, я – спортивная семья» июнь

июль

август

Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

2.     Конкурс на лучший головной убор
3.     «Самое оригинальное ведерко»
4.     Самый красивый цветок – оригами июнь

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В.

 

  1. «День дождя» – рисование на мокрой бумаге.
  1. Поделки из песка «Фантастический город»
7.     Конкурс «Я рисую на асфальте» – «Цветы на асфальте» июнь

июль

август

Кукушкина С.В. Боровских С.В.
8.      Конкурс «Замок из песка»
9.      Выставка  рисунков «Бал цветов»,
10.                       Конкурс семейной газеты «Папа, мама, я – спортивная семья» июнь

июль

август

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

11.                       Конкурс рисунка «Моя любимая сказка»
12.                       Конкурс детского рисунка на асфальте «Волшебные мелки»
13.                       Конкурс «Мы строим из песка» июнь

июль

август

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

14.                       Конкурс «Отгадай загадку»
15.                       Конкурс детского рисунка на асфальте «юные художники на асфальте».
2.1.5 Спортивные досуги,  развлечения, соревнования, тематические дни
1.     «Мыльные пузыри». июнь

июль

август

Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

2.     «Игры с воздушными шарами» .
3.     «Лето, чудная пора» (рисунки на асфальте).
4.       День защиты детей – спортивное развлечение . июнь

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В.

5.    Спортивный досуг для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
6.     Спортивный праздник с участием родителей: «Наша дружная семья!»
7.     Соревнования «Мы такие быстрые»

8.     Развлечение   «Концерт в честь кошек, мышек и котят»

июнь

июль

август

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

9.     Развлечение «В стране Дорожных знаков»

10.Тематический вечер «сочиняем сказку»

11.Праздник “Мыльных пузырей”.

12.2.  Вечер досуга  «Люблю берёзу русскую»

13.Развлечение «Юморина в День смеха».

14.2.Досуг «Детское сердце открыто для дружбы»;

июнь

июль

август

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

15.Развлечение  «Сказочные гости»;

16.Спортивное  развлечение «Играем с Царевной Несмеяной»

17.Развлечение   «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;

18.Спортивно – развлекательный квест «В поисках пиратского клада»

19.Физкультурный досуг «Приключения   малышей  на    волшебной  полянке» июнь

июль

август

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

20.«Праздник воздушных шариков»
21.Игра – путешествие «Царство цветов».
2.2. Физкультурно – оздоровительная работа
2.2.1.

 

 

 

Организация максимального пребывания детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультурные занятия, развлечения, прогулки) Июнь – август

 

 

Ст.воспитатель Володина О.Н. воспитатели групп
2.2.2.

 

Создание условий для повышения двигательной активности детей на воздухе, путем расширения ассортимента выносного материала. Июнь – август

 

Воспитатели групп
2.2.3. Осуществление различных видов закаливания в течение дня (воздушное, водное, солнечные ванны) Июнь – август Воспитатели групп
2.2.4.

 

 

Проведение музыкально-спортивного праздника «Здравствуй, лето красное!»

 

17.06.2015г. Воспитатели групп, муз. руководитель Мухомадеева Р.С.
2.3. Контроль за летней оздоровительной работой.
2.3.1 Проведение тематического контроля «Итоги летней оздоровительной работы» Июнь-август Заведующий ДОУ, старший воспитатель
2.3.1 Оперативный контроль

–   Соблюдением питьевого режима;

–   Требования  к одежде детей.

–   Организация здоровьесберегающего режима.

–   Организация питания детей в группах.

–   Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, закаливающих процедур на свежем воздухе.

–   Состояние территории прогулочных участков, выносного игрового оборудования.

–   Организация образовательной деятельности

 

Июнь-август Старшая м/с Бедарева С.Р.

Ст. воспитатель О.Н.Володина

2.3.1 Эпизодический контроль:

–   Организация экспериментальной и трудовой деятельности на прогулочном участке

–   Взаимодействие с семьями воспитанников

–   Организация работы по изучению правил дорожного движения

–   Организация игровой деятельности на прогулочном участке.

Июнь-август Ст. воспитатель О.Н.Володина

 

 

Предупредительный контроль

–   Анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми, ведение документации.

–   Соблюдение режима дня, щадящего, адаптационного режима, правил внутреннего трудового распорядка.

Июнь-август Заведующий ДОУ Н.И.Титоренко

Ст. воспитатель О.Н.Володина

3.     РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: Формировать у родителей представление об организации летней оздоровительной работы  в ДОУ. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

3.1 Размещение консультаций для родителей на сайте ДОУ:

–         «Одежда ребенка в летний период».

июнь ст.воспитатель Володина О.Н.
3.2 1.     «Игры с водой в тазике, в ванной, в реке…», «Головной убор» июнь

июль

август

Гензе А.А.

Меланич Е.С.

 

2.     «Выезды за город (опасность укуса клещами, разведение костров, возникновение пожаров, оставление детей без присмотра)», «Питьевой режим в саду и дома»
3.     «Обувь, одна из главнейших составляющих здоровья ребёнка», «Режим: в саду  дома».
4.    Консультация:

5.    «Как одеть ребенка в жару»

июнь

июль

август

Михайлова Т.Н.

Казанцева Т.В.

 

6.      Консультация «Учите детей наблюдать».

7.    Консультация для родителей «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

8.    Консультация  «О летнем отдыхе детей».

9.     Консультация : «Хочу в музей»

10.                        Ширма  «Профилактика отравления       ядовитыми ягодами и грибами»

11.                        Папка-передвижка «Чем занять детей в летний период»

12.                        Консультация «Укусы насекомых»

13.                         Журнал «Беседы о безопасности»

июнь

июль

август

 

 

 

 

 

 

 

июнь

июль

август

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Боровских С.В.

Кукушкина С.В.

14.                        «Страх воды у детей»

15.                        «Учим ребёнка правилам безопасности»

16.                         Журнал «Уроки творчества» –аппликации и поделки   из природного материала

17.                        «Пищевые отравления в летний период»

18.                         Журнал по ПДД  « В добрый путь!»

19.                        «Лето и безопасность ваших детей»

20.                        «Домашняя аптечка в летний период»

21.                        О мерах безопасности во время нахождения детей на водоёмах.

22.                          Памятка по действиям во время грозы

23.                        Памятка для родителей-водителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

24.                        Журнал «Как и зачем играть родителям с детьми»

25.                        папка-передвижка«Правила пожарной безопасности»,

26.                        Консультация «Безопасность детей  летом»

июнь

июль

август

Комиссарова Н.В.

Кропотова Т.Ю.

27.                        папка-передвижка «Переутомление у детей»,
28.                        консультация «Поделки из ракушек и морских камешков»
29.                        Журнал «Здравствуй лето!, «Бумажные затеи», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей» «Как и зачем играть родителям с детьми», «Куда пойти в выходные летом» Июнь

Июль

июнь

Чичасова И.М.

Семенова Н.В.

30.                        Памятки: «Безопасность детей  летом», Буклеты: «Правила поведения на воде»
31.  папка-передвижка, консультации «Переутомление у детей», «Поделки из ракушек и морских камешков»,  «Безопасность дома»,